На первом месте стоит защита жизни и свободы 30 миллионов человек от грозящей им агрессии с Севера, поэтому не может быть и речи об обеспечении прав и свобод отдельных граждан.
Одного президента застрелили, четырех посадили. Все нормально, это Южная Корея
«Салідарнасць» в рамках спецпроекта «Власть» рассказывает о феномене Южной Кореи: государства, которое всего за несколько десятилетий из аграрного и нищего превратилось в одну из самых богатейших и технологичных экономик мира, а также прошло путь от кровавой диктатуры к полноценной демократии.
Первый диктатор: борьба с инакомыслием и бегство из страны
В молодости Ли Сын Ман участвовал в движении против японского господства на Корейском полуострове, за что оказался в тюрьме. Через несколько лет ему посчастливилось благодаря некоторым обстоятельствам выйти, и выходец из крестьянской семьи отправился в США, где прожил около 40 лет.
После победы над Японией во Второй мировой войне американские власти помогли политэмигранту вернуться на родину, где после раздела Кореи на два государства и войны между ними, Ли Сын Ман возглавил Южную Корею.
Со временем он превратился в классического диктатора. Оправданий для этого было море – прежде всего, угроза захвата со стороны коммунистического севера. Ли Сын Ман делал ставку на сотрудничество с США (даже уговаривал их напасть на КНДР) и жестоко уничтожал любое инакомыслие в своей стране.
До экономики диктатору по большому счету не было дела. Сегодня в это трудно поверить, но еще в 1960-х экономики Северной и Южной Кореи находились примерно на одном уровне развития. При том, что государство на юге было аграрным – большинство промышленных предприятий остались на севере.
В 1960 году 85-летний Ли Сын Ман пошел на четвертые президентские выборы, но общество его терпеть больше не желало. В результате «апрельской революции» диктатор бежал из страны: через несколько лет он скончался на Гавайях.
Второй диктатор: «Экономическое чудо» и пуля от соратника
Первый демократический режим просуществовал в Южной Корее всего несколько лет. Обществу он запомнился как период хаоса, коррупции и экономического развала. В таких условиях почти никто не протестовал против государственного переворота, в результате которого власть захватил генерал Пак Чон Хи.
Поначалу военный вел себя как мягкий автократ и пытался имитировать демократию (действовали оппозиционные партии и проходили конкурентные парламентские выборы). Однако репрессивная машина медленно, но верно вновь набирала обороты. Со временем арестам и уголовным срокам подвергались все, кто рисковал публично резко критиковать политику режима.
Вместе с тем правление Пак Чон Хи сильно отличалось от правления предыдущего диктатора. Дело в том, что он много внимания уделял экономическим реформам. Обнаружив, что тактика импортозамещения ни к чему хорошему не приводит, Южная Корея взяла курс на создание экспортоориентированной экономики.
«Корейское экономическое чудо» было создано благодаря нескольким факторам. Пак Чон Хи наладил отношения с ненавидимой корейцами Японией, чья экономика к тому времени сильно вырвалась вперед. Таким образом в страну были привлечены не только американские, но и японские инвестиции.
Корейцы были готовы работать почти за символические деньги, а их работоспособность приводила к высокой производительности. Потребительская электроника из Южной Корее со временем начала захватывать весь мир.
Пак Чон Хи создал «управляемый капитализм»: его протекционистская политика правительства к активному росту чеболей – финансово-промышленных групп под руководством семей, который одновременно занимались разными видами бизнеса (электроника, автомобилестроение, судостроение, нефтехимия, металлургия).
Самые крупные чеболи известны всему миру: Samsung, LG Group, Hyundai, Daewoo.
Так за 17 лет своего президенства Пак Чон Хи сформировал «диктатуру развития». Его огромной заслугой оказалось и то, что он боролся с имущественным неравенством, которое способно было затормозить развитие страны. Однажды президент устроил разнос нескольким олигархам после того, как их жены появились на приеме, увешанные бриллиантами.
Пак Чон Хи проводил такую политику не от доброты душевной, а опасаясь популяризации коммунистических идей в обществе. В остальном диктатор не считался с судьбами и жизнями своих граждан: он легко отдавал приказы посадить или расстрелять участников протестов.
Жизнь диктатора, при котором в стране развился его культ личности, оборвалась неожиданно. В октябре 1979 года его застрелил директор Центрального разведывательного управления Южной Кореи Ким Джэ Гю.
Поскольку силовика довольно быстро казнили, то до сих пор идут споры о том, почему он пустил пулю в президента: то ли для освобождения страны от диктатуры, то ли чтобы захватить власть самому.
Третий диктатор: вынужденная демократизация и первый суд над президентом
После убийства диктатора в Южной Корее случился небольшой период политической турбулентности, но в конце концов страна свернула на традиционный путь автократии. Очередной военный установил свою диктатуру: Чон Ду Хван изменил Конституцию и ввел непрямые президентские выборы посредством коллегии выборщиков.
При том, что южнокорейское общество давно требовало демократических перемен. Один пример: в мае 1980 года в городе Кванджу правительственные войска жестоко подавили акции протеста: по неофициальным данным, тогда было убито около двух тысяч человек.
По некоторым оценкам, в годы правления Чон Ду Хвана в тюрьмах оказались около 20 тысяч активных противников режима.
И все же со временем обстоятельства заставили диктатора согласиться на демократические перемены.
С ростом благосостояния в Южной Корее сформировался средний класс, а молодое поколение больше не готово было терпеть то, что было нормой для их родителей. Изменилась и внешнеполитическая обстановка: ситуация требовала от властей страны соблюдать все большей приличий, чтобы не отпугивать инвесторов и торговых партнеров.
Наконец, изменилась позиция США: холодная война заканчивалась, американцы больше не готовы были смотреть сквозь пальцы на нарушения прав человека и отсутствие демократии в Южной Корее.
В 1987 году власти страны пошли на демократизацию. Согласно новой Конституции, президент стал избираться всеобщим прямым голосованием на срок 5 лет, без права переизбрания.
Чон Ду Хван ушел в отставку, а спустя время в обществе возник сильный запрос на его преследование. В 1996-м бывшего диктатора приговорили к смертной казни, но позднее помиловали.
Демократические президенты: троих посадили, один покончил с собой
С 1988 года в Южной Корее сменилось уже 10 президентов, причем многие из них не сумели отбыть даже полагающийся один пятилетний срок.
Первый демократически избранный президент Ро Дэ У (1988-1993) после отставки был обвинен в коррупции и подавлении протестов в Кванджу. Его приговорили к 22 годам, но после помиловали.
Президент Но Му Хен (2003-2008) после отставки стал фигурантом коррупционного дела и покончил жизнь самоубийством. В древности в Корее это считалось единственным способом смыть позор и вернуть уважение к своему имени.
Бывший президент Ли Мён Бак (2008-2013) через несколько лет после отставки был признан виновным во взяточничестве, растрате и злоупотреблении властью, и приговорен к 15 годам лишения свободы.
Пак Кын Хе, дочь бывшего диктатора Пак Чон Хи, продержалась на президентском кресле три года (2013-2016). Ее обвинили в коррупции и передаче секретной информации людям, не являвшимся госслужащими (по сути, сектантам, к которым она принадлежала). Сначала был суровый приговор (24 года), но через несколько лет бывшего президента помиловали.
Однако все эти политические скандалы не мешают развитию южнокорейской демократии и тем более развитию экономики. В прошлом даже автократы были диктаторами только в политике, а в экономике давали бизнесу свободу.
Как показало время, рыночная экономика была движением к демократии. Сегодня Южная Корея – страна с сильным гражданским обществом и мощнейшей экономикой (средняя зарплата составляет более 3 тысяч долларов).
На примере этой страны, которая граничит с нищей КНДР, где живут те же корейцы, хорошо видно, что все уверения о том, что тот или иной народ не готов к демократии и рынку – не более чем миф или манипуляции со стороны желающих сохранить власть диктаторов.
Читайте еще
Избранное