Конвейер репрессий. Основатели BYSOL отреагировали на заявление пропаганды о задержании «курьеров фонда». Назначен суд над священником из Шумилино — обвинения неожиданные

Хроника политического преследования 21 декабря.

Медсестру из «Синэво» осудили на немалый срок по политической статье и объявили террористкой

30-летней Виктории Верас угрожало до 12 лет лишения свободы.

Виктория Верас. Фото с ее страницы ВКонтакте

22 декабря Виктория Верас отпразднует день рождения. Ей исполняется 30 лет, но круглую дату она встречает не с семьей, а в камере СИЗО. Она политическая заключенная, а теперь еще и «террористка».

Виктория из Минска, окончила медицинский колледж. Сначала работала в государственных поликлиниках, потом — в медицинском центре «Синэво».

Человек, который знает Викторию по колледжу, рассказал Нашай Ніве, что в студенческие годы она не интересовалась политикой и никогда не была публичной активисткой. Однако события 2020 года изменили до неузнаваемости жизни десятков тысяч, если не сотен тысяч беларусов. И Верас не стала исключением.

Неизвестно, когда Викторию задержали. Последний суд над ней закончился 18 ноября 2024 года. Женщину судили по трем статьям — «призывы к санкциям», «разжигание вражды» и «участие в действиях, грубо нарушающих общественный порядок». Ей угрожало наказание до 12 лет. Приговор неизвестен.

Судила ее Светлана Черепанова.

А теперь имя Виктории Верас появилось в составляемом КГБ списке «террористов». Сообщается, что приговор вступил в силу — похоже, апелляцию на приговор она не подавала.

Назначен суд над священником из Шумилино — обвинения неожиданные

Отца Анджея Юхневича сначала задерживали по «политическим» статьям, затем верующие сообщали о давлении на него и угрозу сфабрикованным делом.

Заключенного священника костёла в Шумилино начнут судить 27 декабря, пишет Katolik.life. Он провел более 55 суток в изоляторе в тяжелых условиях. Его несколько раз судили и продолжали арест.

Затем против священника возбудили уголовное дело, но по какому обвинению, не было известно. Только теперь, когда назначили суд, выяснилось, что Юхневича обвиняют сразу по трем статьям, но «политических» среди них нет. Это статьи, которые касаются половых отношений с несовершеннолетними и по которым предусмотрено от 5 до 13 лет лишения свободы.

Заснавальнікі BYSOL пракаментавалі заяву прапаганды пра арышты «курераў фонда»

Аляксей Лявончык і Андрэй Стрыжак. Фота: Euroradio

— Некалькі тыдняў там я папярэджваў пра тое, што лукашысты рыхтуюць серыю правакацый супраць гуманітарных арганізацый. Нашая сістэма не зазнала шкоды і працягвае працу, — напісаў праваабаронца, сузанавальнік фонда BYSOL Андрэй Стрыжак.

Па яго словах, задача прапаганды «падарваць давер і разарваць плыню салідарнасці з палітвязнямі» не дасягнутая.

— Асобна хачу заявіць — людзей у кадры, якіх выкарыстоўваюць прапагандысты, я лічу закладнікамі і ахвярамі тэрора. У іх становішчы яны могуць рабіць любыя заявы. Мы ведаем і разумеем, што іх вымушаюць гэта казаць.

Сузаснавальнік фонда Аляксей Лчвончык таксама выказаўся:

— Беларускім госам вельмі б хацелася, каб нашая сетка салідарнасьці была разгромленай. Не. Мы працягваем працаваць. Нашая сетка ўнутры краіны застаецца intact. Нашыя «дзясяткі кур’ераў» працягваюць заставацца at large. 

Нашыя базы застаюцца недатыкальнымі. А аматарам намаляваць таблічкі ў «эксэлі» на каленцы асаблівы прывет.

Мы ведалі, што перад «выбарамі» супраць нас будуць правакацыі. Мы былі да іх гатовыя. Нашая сістэма дастаўкі дапамогі працуе як і раней. Працягваем працаваць. Дапамагаем сваім.

Нагадаем, што 20 снежня щ эфіры АНТ паведамілі пра затрыманне сілавікамі «кур’ераў фонда Байсол».

Таксама ў «расследаванні» прапаганды фігуруюць Любоў Драгель і Алена Піскур. Першая нібыта была кур’еркай фонда «Байхэлп», а другая — ініцыятывы dissidentBY.