Кнырович: «В нормальной стране публикация такого списка привела бы к огромному количеству расследований»
Как власти открыли «ящик Пандоры», подставив «своих».
Бизнесмен Александр Кнырович назвал Постановление правительства № 436 о контрсанкциях для иностранных совладельцев и акционеров списком «замороженных инвесторов» и сравнил его с «Панамским досье».
— Когда правительство арестовывает собственность врага или угрожает это сделать, это нормально. Очень странно, например, выглядела бы работа в воюющем СССР немецких предприятий.
Но то, кого в современной Беларуси взяли в заложники, вызывает как минимум недоумение, а по большому счету цирковой хохот, — говорит бизнесмен в эфире своего канала.
Как и многие, Кнырович удивлен, что в данном случае «под раздачу», в первую очередь, попали «свои». Также правительство зачем-то сдернуло покров с иностранных собственников, показав, кто реально владеет долями в белорусских госпредприятиях.
— Я не понимаю, почему правительство не додумалось сделать этот список секретным? Условно его можно разбить на три части. В первой — действительно пострадавшие, реальные инвесторы.
Например, тот самый итальянец, учредитель компании Маттиоли. Компания очень давно существует на белорусском рынке и за это время принесла ему очень много пользы.
Такие же учредители есть у компании «Белита», компании Henkel с брендом Ceresit, которая использовала белорусский цемент, белорусский песок и белорусских рабочих.
Здесь же совместное белорусско-германское предприятие в области оптики «Цейсс-БелОМО». И это постановление фактически выпихивает известную в мире компанию «Карл Цейсс» с белорусского рынка.
Насколько мне известно, финская компания Olvi, владеющая «Лидским пивом», собиралась уходить из этого актива, но теперь не получится.
Все эти предприятия приносили пользу белорусскому рынку, платили налоги и создавали рабочие места, — недоумевает выбору правительства Кнырович.
В список попала и группа предприятий, у которых в долях собственности или в акционерах есть киприоты.
— Кипр ошибочно относят к оффшорной зоне. Это не оффшорная зона, это нормальная европейская юрисдикция с низкими налогами. В списке оказалась компания братьев Каричей «Дана Астра», очень близкая ко всем государственным провластным делам, которая явно не ожидала такого подвоха со стороны белорусского государства.
Я думаю, очень удивлены и собственники компании «Евроопт», которую очень трудно заподозрить в симпатиях к санкциям. Вся ее вина, похоже, только в том, что у нее в учредителях есть кипрское юридическое лицо.
Компания «Алютех», «Гарсия», спиртзавод «Аквадив», Wargaming и EPAM, — перечисляет бизнесмен предприятия, по которым власти Беларуси решили ударить контрсанкциями. — В этом списке можно обнаружить и владельца Минского часового завода «Луч», который структурировал свой бизнес через Нидерланды. Это тоже не оффшорная юрисдикция, но она также позволяет немного налогов на такие корпоративные владения.
В третью группу, по классификации Кныровича, и вовсе попали государственные либо окологосударственные предприятия, у которых среди собственников оказались компании из разных юрисдикций, в том числе с весьма спорной репутацией.
— Например, компания «Белсолод». Она стала известна, когда власти пытались монополизировать рынок солода и заставить все белорусские пивные предприятия применять только отечественное сырье. Данная компания стала оператором той самой монополизации рынка. И вдруг у нее обнаружился иностранный учредитель из того самого Кипра!
ОАО «Гомельстройматериалы» производит утеплители, в которые были инвестированы десятки миллионов государственных средств. А учредители ее оказались в Новой Зеландии.
«Коммунарку» и «Спартак» когда-то «отжали» у главного акционера Марата Новикова, увеличив долю собственности государства. А сегодня оказалось, что у «Коммунарки» учредители из Кипра и США, а у «Спартака» — вообще из списка самых «черных» офшоров.
Здесь же нельзя не упомянуть ОАО «Мозырьсоль», того самого государственного производителя соли, у которого в учредителях есть кто-то из Великобритании.
Некий человек решил стать собственником Могилевского металлургического завода через Гибралтар. Это юрисдикция с репутацией, с которой никто не хочет иметь дело. А вот Могилевский металлургический завод считает это возможным!
Самое значительное предприятие в списке — это Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат. На него потратили около миллиарда долларов наших с вами денег через китайские связанные кредиты и прямые госинвестиции.
Проект длится уже десять лет, ему не видно конца и края, он до сих пор не вышел ни на какие проектные мощности и отметился чередой скандалов. И у этого очень дорого госпроекта оказывается в учредителях самый «черный» офшор — Британские Виргинские острова.
Я думаю, что в нормальной стране публикация такого списка стала бы причиной огромного количества расследований. Эта история почище «Панамского досье». А эти ребята в правительстве не понимают, что они сотворили, открыв этот «ящик Пандоры», — говорит Кнырович.
Он уверен, что появление подобных документов отразится не лучшим образом на и так весьма скромном количестве потенциальных инвесторов белорусских предприятий.
— Документ, конечно, дурацкий. От него пострадают процентов 20 тех самых людей, которые искренне хотели работать в РБ. Большая часть списка — это угроза «своим», абсолютно лояльным.
Получается, что люди, которые составляли список, его вообще ни с кем не согласовывали. Просто у них была команда что-то сделать в ответ. И они сделали.
Для тех людей, которые действительно занимаются бизнесом, этот список станет красной кнопкой, очередным предупреждением о том, что не надо иметь никаких дел с белорусским государством, надо сливать активы, выводить все, что есть, не оставив ничего тем, кто позволяет так себя вести с людьми, лояльными власти, которые к тому же платят налоги и создают рабочие места, — сделал вывод бизнесмен.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное