Кнырович: «Мертвым у нас лежать не положено. Явился экзорцист — тот самый хоккеист-футболист — и кинул $10 млн государственных средств»

«Бульбафон» и другие безумные идеи правителя по созданию «своего».

Блогер и предприниматель Александр Кнырович рассказал, как работает система, желая сделать все беларуское, и прошелся подробно по каждой позиции.  

Александр Кнырович

— Ну все, дорогие друзья, беларускому мобильнику быть! Выкидывайте ваши Эйплы, Самсунги, потому что скоро страну закидают беларускими мобильниками, — иронизирует Александр Кнырович на своем youtube-канале. — Вот где-то там рвануло у Хамаса этими пейджерами и рациями — и Лукашенко задумался сделать беларуский мобильник.

А что ж не сделать-то? У нас же уже есть беларуский ноутбук, беларуский автомобиль, беларуский велосипед и беларуское пианино. Чего только беларуского у нас нет! Но если присмотреться к каждой из этих идей, можно найти много чего интересного, но мало чего позитивного. Потому что то, что нормально (как в случае с мобильником) для одного, сильно испугавшегося человека, не нормально для страны.

Беларуский автомобиль

Для начала блогер предлагает взглянуть на тот самый автомобиль «беларуского» призводства БелДжи, который изначально был китайский, а теперь якобы стал наш.

— Никакого беларуского автомобиля все еще не существует. Там до сих пор доля китайских комплектующих свыше 70%, и весь секретик этой самой локализации в 50%, которая якобы достигнута, состоит в том, что в Беларуси есть одно место под названием завод «Двигатель», где просто лепят сертификаты и делают вид, что китайские двигатели глубокой сборки на самом деле беларуские, — поясняет Кнырович.

Он также напомнил про недавний приезд на предприятие премьера.

— Роман Александрович Головченко приехал, чтобы обозреть, а как тут у нас идут дела? И показали ему… бампер. Вы будете смеяться, но ему действително показали пластиковый бампер и сказали: вот что мы смогли сделать за год. Он несколько расстроился, почесал за правым ухом и задал второй вопрос: «А где ж зеркала, вы же мне обещали зеркала заднего вида сделать?» Пока, говорят, не получилось, но мы над этим работаем, — передает своими словами диалог блогер.

Впрочем, отмечает Кнырович, даже бампера на деле оказываются не беларуские.

— Дело в том, что ровно через неделю в свободной экономической зоне «Минск» под софитами в торжественной обстановке был подписан договор о вступлении туда китайской компании, которая создаст 12 рабочих мест и будет выпускать эти самые бамперы для БелДжи, по которым отчитались, что они теперь беларуские.

Беларуский ноутбук

Еще одна сокровенная мечта властей.

— Ну вы помните нашего главного хоккеиста, который устраивал промо на весь мир, показывая, какой классный ноутбук собирают на «Горизонте». Тогда говорили о том, что беларуского в нем 12%.

Что такое 12%? Это означает, что, когда все иностранные детали уже приехали, вы в наш корпус, который просто надо отлить из пластика, эти детали вставили и получились затраты труда, которые и составляют те самые 12%. То есть беларуский ноутбук создан по такому же принципу, как умельцы собирали компьютеры в начале 90-х.

Впрочем, эксперт уверен, то для того, чтобы начать зарабатывать даже на таком проекте, должен быть либо растущий рынок, либо доступ к каким-то уникальным ресурсам, чего, по его мнению, в Беларуси нет.

— В этой связи хорошим примером являются «успехи» самого «Горизонта», который собирает бесконечное количество телевизоров в год, но почему-то совсем не публикует отчетность. Иначе мы бы увидели, что на этом самом миллионе телевизоров мы зарабатываем 3 копейки. Потому что на предприятии именно этим и занимаются: просто скручивают из чужих комплектующих чужие модели телевизоров и все, — заключает Кнырович.

Теперь пришла очередь собирать «свой» мобильник.

— Осталось только название какое-нибудь хорошее придумать, — замечает блогер, предлагая назвать это белорусское чудо «бульбафоном». — Если на айфонах есть надкусанное яблоко, то у нас, наверное, будет какая-нибудь надкусанная картофелина. Хотя, знаете, с картошкой в стране в последнее время тоже что-то не очень, но это тема для другого выпуска.

Беларуский велосипед

Вспомнил блогер и историю «Мотовело».   

— Если бы этого не происходило на самом деле, то никакой сценарист в Голливуде такую трагикомичную линию не прописал, — отмечает Кнырович. — Потому что выяснилось, что предприятие при частном инвесторе почему-то жило без государственных вливаний, а как только его посадили, стало банкротом. И более того, чтобы оно просто как-то существовало, нужно как минимум 7 млн долларов, которые ему, конечно, дали. А вообще лучше 57 млн долларов, чтобы построить новый завод.

Но это история до 2022 года.

— А в августе 2022-го на заводе появился наш «главный велосипедист», отклеил китайскую наклеечку и обнаружил, что ничего беларуского в беларуских велосипедах нет. И поручил создать беларуский велосипед. Кому поручил? Правильно, человеку, который специалист в этом деле — Кочановой Наталье Ивановне. И она взялась за дело и пообещала к Новому году, то есть за 4 месяца доложить о том, что беларуский велосипед создан.

Но, что-то и тут пошло не так. 14 промышленных предприятий, которые взялись за изготовление комплектующих для этого самого велосипеда, почему-то не справились. В декабре 2022 года Кочанова обещала посадить всех за саботаж. Но никого так и не посадили. А момент ввода беларуского велосипеда снова отложили.

— По последним данным 50-процентная локализация должна быть достигнута к 2027 году, — отмечает Кнырович.

Беларуское пианино

Это еще одна строчка в списке абсурдных идей беларуского руководства. Кнырович напоминает, что еще во времена СССР Борисовская фабрика выпускала до 24 тысяч штук пианино «Беларусь» в год. Но предприятие приказало долго жить — спрос на инструменты упал.

— Предприятие крякнулось, но мертвым у нас лежать в могиле не положено. Явился экзорцист — тот самый хоккеист-футболист и главный беларуский предприниматель — и сказал: «Как же так? У нас же были пианины «Беларусь», давайте их восстанавливать». И кинул в ту сторону 10 млн долларов государственных средств.

Так за 10 млн долларов восстановили предприятие.

— Теперь у нас там… 25 рабочих мест и объем выпуска составляет 1000 штук в год, и то не всегда, — отмечает Кнырович.

У меня вопрос: в ту эпоху, когда домашние пианино уже никому не нужны, когда существует огромное количество заменителей, которых не было в Советском Союзе, кому пришло в голову выкинуть 10 млн просто для того, чтобы 25 рабочих мест организовать? Это же по 400 000 на одно рабочее место!

«Беларуский» электромобиль

Перебирая безумные идеи властей, Кнырович не преминул вспомнить и про электромобиль.

— Если вы помните, еще в 2017 году Национальная академия наук представила беларуский электромобиль, в 2018 году по беларуским дорогам их должно было ездить 2000 штук. Потом затихло, но в 2021 году уже Министерство энергетики, рассуждая о том, куда пойдет энергия от беларуской АЭС, пообещала, что скоро будет электромобиль. Потом опять заснули на пару лет.

В прошлом году обещали уже к этому Новому году представить «самому главному автолюбителю» серийные образцы выпуска. Не срослось. Опять перенесли на год.

И вот пришел октябрь 2024 года и во время той же поездки на тот самый завод БелДжи Роман Головченко, глубокомысленно глядя на произведение этого автомобильного искусства, сказал следующее: «Мы, конечно, смогли собрать в единичных экземплярах отдельные электромобили, но пока не представляем себе, сколько это будет стоить. А самое главное — не можем себе представить, какой будет спрос на эти электромобили. Если спрос будет всего 2-3 тысячи, то, может быть, нам и не нужно создавать никакие электромобили», — передает примерную суть сказанного Кнырович.

За 2 месяца до того, как автомобили должны стать на конвейер, премьер-министр страны говорит, что мы не просто на стадии, когда можем что-то серийно выпускать, а мы пока даже не знаем, сколько стоят опытные образцы! Просто оцените уровень и качество управления промышленным сектором Республики Беларусь!

Оценивая результаты отечественных проектов, блогер делает вывод:

— У кого-то за пределами Беларуси может сложиться ощущение, что, да, в Беларуси авторитарная система, но зато тут четкое руководство и все работает, как часики, все выполняют приказы самого главного начальника, просчитанные и выверенные до миллиметра.

Нет, это не так. Все работает ровно наоборот. У человека появляются безумные идеи, иногда из детства. Было пианино «Беларусь» — надо производить дальше пианино «Беларусь». Рванул пейджер где-то там в Ливане — надо сделать беларуский мобильный телефон. А давайте еще сделаем компьютер — вот тут нормальные ребята пришли. И, конечно, велосипед тоже нужно свой — «Наталья Ивановна, иди сюда, давай будешь делать велосипед». У нас вот такое управление в каждом секторе.

Поэтому сегодня Беларусь на тридевятом месте с точки зрения развития экономики в Европе. И самое страшное, что никто этому человеку не может сказать: «Брось маяться дурью, не твое это! Иди отсюда!» — заключает Александр Кнырович.