Как в Беларусь возвращали «Богиню любви»
Знаменитое полотно нашего земляка Казимира Альхимовича, за которое он получил золото на выставке в Берлине в 1891 году, появилось в коллекции «Белгазпромбанка» по воле случая.
Фото artbelarus.by
— «Богиня любви Милда» находилась в Польше, где ее приобрел частный коллекционер из Беларуси, — рассказывает «Салідарнасці» куратор галереи «Арт-Беларусь» Александр Зименко. — Коллекционер хотел оставить ее у себя, ведь это шикарная работа с прекрасным провенансом, но потом предложил нам. После непростых переговоров — не скрою — сошлись в цене.
По легенде богиня любви Милда, которой поклонялись литовцы-язычники, покровительствует самой любви. Литовская Афродита — не богиня брака. Она заботилась об одиноких, которые желали найти друга или спутника жизни. Милда помогала людям не стыдиться своих чувств.
Когда картина приехала в Минск, ее отправили в отдел художественной экспертизы Следственного комитета.
— На рентгенографическом исследовании выяснилось, что автор не был уверен, как расположить правую кисть руки Милды. Он испробовал несколько положений. Первый результат ему не понравился — закрасил, в другом положении нарисовал — опять не понравилось, снова закрасил, — объясняет Александр Зименко. — На рентгене все это видно.
Автор подделки не станет делать несколько слоев. Экспертиза произведений искусства — это как отпечатки пальцев. Специалист может сразу сказать, принадлежит ли работа кисти определенного художника. Только очень талантливые мастера, которые работают в чьей-то стилистике, в состоянии повторить манеру.
Куратор коллекции Александр Зименко и «Богиня любви Милда»
«Богиня любви» появилась в галерее «Арт-Беларусь» 31 декабря прошлого года. Работа вернулась на родину художника в годовщину его смерти — Казимира Альхимовича не стало в последний день 1916 года в Варшаве.
— Работ Казимира Альхимовича, как и его брата Гиацинта, на рынке немного. То, что мы смогли приобрести работу, удивительно. Наши польские коллеги говорили, что музейщики тоже за ними охотятся.
По словам Александра Зименко, это не первая работа, которую покупали у этого коллекционера. Его имя, как и других коллекционеров, не разглашается — по договоренности.
— Мы периодически приглашаем коллекционеров и слышим, что глядя как у нас представлены работы, они испытывают чувство глубокого удовлетворения, потому что видят, как это шикарно смотрится. У некоторых коллекционеров, когда бываешь дома, это выглядит как итальянский музей в худшем смысле этого слова. Для того, чтобы коллекционировать, должны быть площади.
В будущем «Богине любви» предстоит реставрация. Кроме того, полотно закроют специальным защитным пластиком — его нельзя разбить, и он не пропускает ультрафиолет.
Александр Зименко признается: ему как искусствоведу приятнее было бы, если бы картины в галерее были бы без пластика, но по другому сегодня нельзя.
— Искусство вызывает у людей сильные эмоции. С этим связаны нападения на известные работы, поэтому стараемся защитить картины, — объясняет собеседник «Салідарнасці».
«Белгазпрамбанк» паказаў «Багіню кахання» ў дзеянні
Куратор галереи считает «Богиню любви» украшением коллекции.
— Если кто-то верит, что Милда поможет в любовных делах, думаю, стоит провести эксперимент, — предлагает Александр Зименко. — Пусть ваши читатели приходят посмотреть на «Богиню любви» и делятся историями, связанными с этим полотном. Может быть, действительно, если признаться в любви возле этой картины или загадать желание, произойдет чудо? Мы найдем способ сделать подарок автору такой истории.
Справка
Нашего земляка Казимира Альхимовича называли последним романтическим художником Польши.
Он родился в шляхетской семье в Дуброво недалеко от Щучина в 1840 году. Участвовал в восстании 1863-1864 года, после которого был сослан в Сибирь.
Через шесть лет был реабилитирован и вернулся в Варшаву. Учился живописи в Мюнхене, выставлял свои картины в Париже, Кракове, Вене.
Читайте еще
Избранное