Общество

Марина Михайлова

«Это все политика. Мы просто хотим, чтобы выпустили наши грузовики»

В Вильнюсе прошла акция протеста перевозчиков, чьи машины застряли в Беларуси. Рассказываем подробности.

10 декабря в Вильнюсе прошла акция перевозчиков, организованная ассоциацией Linava в знак протеста из-за заблокированных в Беларуси транспортных средств литовских компаний.

«Салідарнасць» побывала там и узнала у ее участников, чего они требуют и кого считают ответственным за сложившуюся ситуацию.

«Никто не должен быть брошен — вернем литовские грузовики!» — гласит лозунг на сцене акции протеста

…На проспекте Гедиминаса в центре литовской столицы организаторам разрешили поставить до 100 тягачей. Но, по нашим подсчетам, к полудню машин почти вдвое меньше.

Группы людей на фоне большегрузов выглядят не столь впечатляюще, хотя их тоже немало — не меньше сотни водителей, перевозчиков, журналистов и сочувствующих.

Приехали также несколько человек от польской ассоциации перевозчиков — часть из них имеет литовскую регистрацию, поэтому, говорят, «полностью понимают и поддерживают» литовских коллег. Среди водителей много русскоязычных. Но почти никто не соглашается поговорить под камеры или диктофон:

— Вы же сами все знаете, читали в интернете, как оно сложилось и чего мы хотим.

— А почему черные шарики на машинах? — пытаемся разговорить хмурых протестующих.

— Потому что скорбь, траур по нашим машинам, многие хоронят свой бизнес, — вздыхает один из них.

— То есть вы считаете, что уже его потеряли?

— Надеемся, что нет. Но пока власти не достигли никаких результатов — а мы и не зарабатываем, и теряем деньги каждый день. Лично у меня застряли две машины в Беларуси, 120 евро в сутки стоянка, водителям зарплата, полтора месяца прошло — посчитайте, сколько уже в минус. Это финансовая яма, которая растет с каждым днем.

— Я не хочу кого-то обвинять. Кто виноват — неправильный вопрос, правильный — что делать. «Это все политика, — говорит другой, представляясь Александром. — Мы просто хотим, чтобы выпустили наши грузовики. Что-то Лукашенко хочет от Литвы, что-то наши политики от него, но все решает Брюссель и Вашингтон. Мне так вообще не за что не любить Беларусь, у меня бабушка и дедушка из-под Гродно.

— Не могу вам ничего сказать от своего имени, — отмахивается один из водителей. — Я беларус, семья в Беларуси, так что, сами понимаете…

К сожалению, понимаем. Поэтому находим организаторов акции, чтобы узнать, почему так разнятся цифры: литовская таможня насчитала 185 транспортных средств, застрявших в Беларуси, а Linava говорит, что их не меньше 4 тысяч? Представитель ассоциации (по его просьбе не называем имя, оно есть в редакции — С.) объясняет так:

— Наши власти занижают цифры — я не знаю, почему. Мы же считаем те машины, о которых точно знаем, что их удерживают на беларуских стоянках. Притом тягач, «голова», и прицеп — это два транспортных средства. По нашим подсчетам, «застрявших» несколько тысяч, от четырех. Но это минимальные цифры, по самым скромным подсчетам. Реальные больше. Потому что кто-то стоит по частным подворьям, кого-то еще просто не поймали и не отправили на эти «штрафстоянки».

К слову, Linava подсчитала, что перевозчики уже потеряли порядка 100-120 миллионов евро из-за простоев.  Наш собеседник говорит, что у него «стоит» порядка 100 тысяч евро — четыре машины и шесть прицепов. Но по небольшим фирмам ситуация бьет очень сильно.

— Каковы ваши требования — и к кому?

— Чтобы вернули транспорт. Нам без разницы, как это будет сделано, мы не даем советов ни нашим, ни тем более беларуским властям — это уже их задача и техника, как договориться. Мы простые перевозчики, далекие от политики и кулуарных договоренностей. Кто-то на американца рассчитывает, который вот-вот приедет в Минск, Лукашенко вот вчера заявил, что ему по боку американцы, или украинцы, или все остальные. Нам просто нужна определенность.

— Вы говорите: вне политики. А министр внутренних дел Литвы Владислав Кондратович рассказал, что представители дальнобойщиков возвращаются из Беларуси с промытыми мозгами…

— Слушайте, у нас 95% водителей — беларусы. Выходит, они сразу ко мне пришли уже с промытыми мозгами. Да нормальные они ребята. А риторика наших официальных лиц — это попытка как-то смягчить ситуацию, перекинуть ответственность на перевозчиков, на водителей. Видимо, нет у них пока рецепта, как ситуацию изменить.

— У вас есть для себя какой-то запасной вариант, если все пойдет плохо — скажем, беларуские власти задержат машины еще на несколько месяцев или решат конфисковать?

— Не могу это комментировать, потому что мы до сих пор не знаем, на каком основании задержаны наши машины. Чтобы предпринимать дальнейшие шаги, мы как ассоциация через Международную ассоциацию перевозчиков (IRU) в Швейцарии послали письмо беларуским официальным лицам с просьбой предоставить нам документ, на основании которого машины задержаны. Ответа нет, пока ждем его — потом будем решать, как действовать дальше.

— Если сейчас решение найдется и машины выпустят, риски-то все равно остаются. Будете ездить через Беларусь дальше или начнете объезжать?

— Знаете, я в этом бизнесе больше 20 лет. И до сих пор режим Лукашенко никаких козней нам не строил. Наоборот, вся инфраструктура и логистика развивалась, сопутствующие услуги. Самим людям это нужно, я знаю, что мои водители практически все благодаря этой работе ремонты дома сделали, детей выучили и так далее. Так что…

***

Ровно в полдень на проспекте напротив Сейма Литвы ревут клаксоны — перевозчики напоминают о своих проблемах более, чем громко. Количество участников акции стихийно увеличивается за счет зевак.

Судя по разговорам, многие в курсе, что здесь сегодня происходит, впрочем, не все полны сочувствия. Пробираясь через плотные ряды участников, пожилая женщина ворчит: «Вы бы на беларуской границе так посигналили…».

Президент ассоциации Эрландас Микенас напоминает хронологию конфликта — от закрытия границы он тянется уже второй месяц. И говорит, что среди перевозчиков есть желающие действовать жестко — например, звучат призывы блокировать городские улицы и автомагистраль Вильнюс-Каунас-Клайпеда.

Президент ассоциации Эрландас Микенас

«Но мы убеждены, что нужно действовать только законными способами и через диалог: с правительством, парламентом, министерствами, международными партнерами», — подчеркивает он.

И добавляет, что напряжение растет с каждым днем, однако участники ассоциации готовы набраться терпения, если будут услышаны властями Литвы и появится план действий.

А чаяния перевозчиков — во всяком случае, всех тех, с кем нам удалось поговорить — просты: кто виноват, разбирайтесь сами, но верните машины или компенсируйте потери.

Кто-то пришел подкрепить свою позицию всей семьей, включая детей: «Это и их интересы, мы все кормим свои семьи». Кто-то напоминает, сколько вносит транспортная и логистическая отрасль в ВВП страны: «Насколько мне известно, это около 14%. Готовы ли власти все это потерять?».

Кто-то выражается жестче: «Почему, когда границы были закрыты, это коснулось грузовиков, но не затронуло железную дорогу? А сейчас правительство само надеется на чью-то помощь и ничего не хочет решать. Нас просто бросили с нашими проблемами».

В ходе акции протеста перевозчики представили петицию с требованиями к властям Литвы. В частности, спустя 72 часа, говорят они, должен быть представлен конкретный план действий: как будут возвращаться задержанные Беларусью грузовики и компенсированы потери.

Кроме того, в списке требований — минимальная зарплата для водителей (с января 2026 года — 1720 евро брутто), прозрачная и стабильная миграционная политика относительно водителей из третьих стран, отмена новых акцизов на дизтопливо, отсрочка или поэтапное введение новых налогов, включая дорожный.

Представитель Сейма, депутат Ярослав Наркевич ответил, что беспокойство и тревога перевозчиков понятны, их требования услышаны, но геополитическая ситуация слишком сложная, чтобы предложить простое и быстрое решение. Судя по сдержанно-негативной реакции, вряд ли перевозчиков это устроило — но не будем спешить с выводами.

…В ходе акции протеста никто не был задержан, собравшихся, в том числе полицейские экипажи, которые следили за порядком на месте проведения, угостили горячим чаем и кашей.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(9)