Комментарии

Игорь Синякевич

Что ждёт российские «Гуантанамо» в Беларуси?

Американская военная база Гуантанамо на Кубе знаменита не только расположенной на ней тюрьмой для международных террористов, но также и удивительными условиями аренды. По бессрочному договору 1934 года США платят Кубе за ее аренду… 3400 долларов в год.

Еще раз: три тысячи четыреста долларов! Расторгнуть договор можно только по обоюдному согласию. Так что даже Фидель Кастро за полвека ничего не смог сделать с американскими морскими пехотинцами у себя под носом.

На территории Беларуси существуют сразу два российских «Гуантанамо». И сейчас приближается знаковая для них дата – 6 июня 2020 года. В этот день истечет срок, когда Беларусь еще может заявить о нежелании продлевать договор аренды с Россией, касающийся этих двух военных объектов.

РЛС «Волга». Фото mil.ru

474-й отдельный радиотехнический узел близ поселка Озеречье Клецкого района, где расположена радиолокационная станция раннего предупреждения о ракетном нападении «Волга», и 43-й узел связи Военно-морского флота РФ под Вилейкой, обеспечивающий связь на сверхдлинных волнах с атомными подводными лодками, были арендованы Россией на 25 лет. Этот срок истекает 6 июня 2021 года.

В статье 14 межправительственного соглашения по 43-му узлу связи от 6 января 1995 года сказано: «Срок действия Соглашения может продлеваться по письменной договоренности Сторон. В случае нежелания одной из Сторон продлить срок действия настоящего Соглашения она письменно уведомляет другую Сторону о принятом решении за 12 месяцев до окончания действия настоящего Соглашения». Такое же положение в статье 17-й по РЛС «Волга».

До истечения срока, когда можно было бы объявить о продлении либо расторжении договора, осталось чуть более месяца, но нет никакой информации о том, ведутся ли вообще переговоры. Единственное короткое сообщение на эту тему датировано 31 декабря 2019 года: «Работа по решению вопросов дальнейшего использования указанных объектов, в том числе с проведением консультаций и переговоров с российской стороной, запланирована на 2020 год», — сообщили в оборонном ведомстве Беларуси» (ТАСС).

Было также заявление Лукашенко от 14 декабря 2018 года: «У нас две базы российских, ноль рублей, ноль копеек нам платят. Их срок (аренды) заканчивается. Договариваемся, я даже вопрос не ставлю об оплате. Как-то даже неудобно у россиян просить деньги за эти базы, они общую функцию выполняют. Это для ядерных сил».

Из слов Лукашенко можно заключить, что расторгать соглашения о военных объектах тогда, в декабре 2018 года, он не собирался и о чем-то там договаривался с россиянами. О чем же, если плату брать ему «не удобно»? По поводу новых сроков аренды? 65-летний правитель собирается продлить договор еще на 25 лет? К чему эти компромиссы? Может сразу – бессрочно? А то как-то неудобно. Как по мне, так и 25 лет – это как «пожизненное». Лично я могу и не дожить до нейтральной Беларуси.

Важнейшее решение, которое может открыть или заблокировать путь Беларуси к нейтральному статусу, принимается без всякого обсуждения с обществом.

Лукашенко забыл или притворяется, но соглашение об аренде от 1995 года не было безвозмездным. В обмен на его подписание российское правительство погасило вексель на 900 миллионов долларов, который белорусский Совмин выписал на сумму текущей задолженности за газ и передал «Газпрому».

Российский газовый монополист был третьей и самой заинтересованной стороной в этой сделке. Взыскать с Беларуси долг в 1994 году было нереально: денег просто не было, сплошные неплатежи. И отключить газ тоже было невозможно: транзит пострадал бы. А задолженность самого «Газпрома» перед российским бюджетом нужно было как-то погасить. И поскольку правительство России тогда возглавлял птенец гнезда «Газпрома» Виктор Черномырдин, то появилась на свет эта сделка.

Одновременно появился российский пропагандистский миф «о списании долгов» Беларуси перед Россией. Хотя никакого списания ни тогда, ни когда бы то ни было не было. Повторяемое многократно вранье становится общим мнением и наносит урон имиджу страны. А ведь Беларусь всегда платила по своим долгам. В отличии от России и Украины Беларусь никогда не объявляла дефолт.

Была ли эта сделка выгодной? Для России и для «Газпрома» – однозначно «да» по очевидным причинам. РФ получила на 25 лет два уникальных, незаменимых на тот момент военных объекта. «Газпром» списал 900 миллионов долларов своей задолженности перед бюджетом.

А что получила Беларусь? Стране списали задолженность, которую по-любому не смогли бы взыскать. Реальных денег страна действительно не получила, тут Лукашенко память не подводит. Но даже если бы эти 900 миллионов поступили бы на счет – это много или мало? По 18 млн. долларов в год за каждый из объектов в обмен на отказ на 25 лет от закрепленного в Конституции стремления к нейтралитету – это много или мало?

Все уже забыли, но когда-то в Беларуси был парламент. И это парламент принял Конституцию, которая гласила (ст. 18): «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным».

Безъядерная зона и нейтралитет не случайно были упомянуты вместе. Именно наличие российского ядерного оружия на территории Беларуси не дало возможности парламенту объявить нейтралитет сразу, как того желали большинство депутатов. Я это хорошо помню.

Надо сказать, стремление к нейтралитету имманентно присуще белорусскому менталитету: навоевались. К сожалению, была выбрана ни к чему не обязывающая формулировка – «ставит целью» – без указания сроков.

Вывод ядерного оружия с территории Беларуси был завершен в ноябре 1996 года. Но про нейтралитет пришлось забыть еще раньше. Конституцию приняли 15 марта 1994 года. В июле Лукашенко стал президентом. И уже через несколько месяцев он принял решение, которое отодвинуло срок обретения Беларусью нейтралитета по меньшей мере на 25 лет.

Уверен, если бы ныне в Беларуси были свободные выборы, легитимный парламент не проголосовал бы за продление соглашений об аренде военных объектов. Особенно сейчас, когда российское руководство показало свое лицо.

Лукашенко же позволяет российским представителям публично трактовать соглашение таким образом, что Россия якобы оказывает услугу Беларуси, защищая ее.

Российский посол Михаил Бабич в интервью РИА «Новости» 14 марта 2019 года сказал: «Когда заходит разговор об этих объектах, необходимо понимать то, что на них решаются задачи в интересах системы предупреждения о ракетном нападении и другие вопросы стратегической безопасности не только России, но и ее военного союзника — Беларуси. И на обеспечение этой совместной безопасности Россия тратит гигантские средства исключительно из своего бюджета. В такой ситуации вопрос об оплате за аренду от военного союзника выглядит достаточно странно».

Между тем по факту Беларусь является заложником авантюрной силовой политики Кремля. Москва не спрашивала у Минска согласия на отторжение Крыма у Украины. Путин не спрашивал у Лукашенко согласия, когда собирался привести ядерные силы в боевую готовность из-за Крыма). До этого не дошли ни Хрущев, ни Брежнев, ни Андропов. Они были людьми, помнившими войну, и понимали меру ответственности.

Некоторые белорусские эксперты относятся к РЛС «Волга» и радиостанции «Антей» снисходительно в том смысле, что эти объекты не несут угрозы суверенитету и безопасности Беларуси, поскольку там нет реальных силовых воинских подразделений, лишь технари, и эти базы могут стать целью ответного удара только в случае глобальной ядерной войны. А это, хочется верить, крайне маловероятно.

Но, во-первых, эти объекты используются Россией для удержания Беларуси в своей сфере влияния. Радиостанция «Антей» работает с 1964 года. Если бы россияне в самом деле пеклись о безопасности, давно бы уже соорудили аналогичный объект поновее на собственной территории (Ротенберги быстро построили бы). А РЛС «Ганцевичи» уже дублируется другими станциями на российской территории.

Во-вторых, Россия использует эти базы как открытую дверь для эскалации в регионе. Согласно сайту госзакупок, не позднее ноября 2019 года на объекте под Вилейкой должен был появиться комплекс радиоэлектронной борьбы «Самарканд». Само по себе это уже выходит за рамки соглашения от 6 января 1995 года. В статье 6 сказано: «Российская Сторона поставляет необходимые для использования и содержания Радиостанции материально-технические средства». РЭД «Самарканд» к таковым явно не относится. Странно, что белорусское руководство молча позволяет нарушать международное соглашение.

А кроме того, «Самарканд» – не такая уж безобидная штука. О возможностях этого комплекса никогда официально не сообщалось. По мнению экспертов, РЭД «Самарканд» может создавать помехи и менять координаты GPS в радиусе нескольких сотен километров.

С помощью такого комплекса россияне уже устраивали провокации в отношении военных самолетов нейтральной Финляндии, сбивая настройки GPS. Посла России в Финляндии вызывали в финский МИД по этому поводу. Премьер-министр Финляндии Юха Сипиля в интервью Yle Radio Suomi отметил, что сбои в работе GPS «увеличивают риск возникновения авиационных происшествий».

На минуточку: аэропорт «Минск-2», белорусский Генштаб и штабы ВВС и ПВО Беларуси находятся в радиусе действия российского комплекса «Самарканд», который способен дезорганизовать навигацию и связь. И россияне это уже делали в отношении другой, причем нейтральной страны. При стечении обстоятельств комплекс «Самарканд» может спровоцировать авиакатастрофу непреднамеренно. А намеренно – тем более.

Как вам такой сценарий: российский РЭД «Самарканд» сбивает с курса пассажирский самолет, следующий в аэропорт Вильнюса. Лайнер оказывается на территории Беларуси в опасной близости от Островецкой атомной станции. Времени на принятие решения очень мало. Полк ПВО, охраняющий Белорусскую АЭС, сбивает самолет. Кто виноват? Беларусь. Или того хуже: вместо аэропорта самолет «приземляется» в реактор. Много пишут о том, что Белорусская АЭС выдерживает прямое падение самолета, но не указывают, что только самолета до 5 тонн.

Лукашенко уже совершил непростительную ошибку, разместив АЭС между двумя крупными городами без всякой в том необходимости: можно было выбрать другую площадку. Наличие же под боком неконтролируемой военной силы – фактор дополнительного риска. А риски, как известно, не суммируются, а умножаются. Тем более, что инструмент – РЭД «Самарканд» – находится в руках «союзника», уже доказавшего свою склонность к провокациям в отношении Беларуси во время учений «Запад-2017» .

Судя по словам Лукашенко, вряд ли у него хватит духу заявить о нежелании Беларуси продлевать аренду российских военных объектов. Боится «подставиться», надо полагать. Странно все-таки у людей логика устроена: Путина разозлить он боится, а в тумане приземляться, имея под боком РЭД «Самарканд» – нет.

Удивительно, что Лукашенко даже о «цене вопроса» публично речь не заводит. Для справки: Россия заплатила Казахстану за аренду Байконура в общей сложности более 2,6 млрд долларов. За аренду полигона Эмба в Казахстане (300 тысяч га голой земли) Россия платила 718 млн долларов в год. За полигон Сары-Шаган – около 20 млн. в год.

Сейчас, когда Беларусь получает газ по ценам выше, чем в Европе, нефть – по мировым ценам, а за транзит российской нефти берет меньше, чем он стоит в самой России, странно вести речь о каких-то пакетных сделках. Лучше выстраивать взаимовыгодные отношения на каждом отдельном треке.

Что касается сроков аренды, тот же Казахстан подписал в 2014 году с Россией Соглашение об условиях передачи и о порядке дальнейшего использования казахстанского Узла Балхаш (РЛС типа «Дарьял») в российской системе предупреждения о ракетном нападении на 5 лет с продление каждые 3 года, если одна из сторон не заявит о желании его расторгнуть за 6 месяцев. Есть чему поучиться у казахов. Одна из заповедей политики – не принимать необратимых или труднообратимых решений.

И конечно же, прежде чем продлевать соглашение по радиостанции «Антей», следовало бы обязать российскую сторону вывезти РЭД «Самарканд», который находится там незаконно, вне рамок соглашения.

Интересная деталь. Из текста соглашений 1995 года по российским военным объектам в Беларуси не ясно, что случится, если не будет ни письменных договоренностей о продлении соглашений, ни уведомления о расторжении. Как по мне, так уж лучше так, чем подписать невыгодный договор.

Азербайджан долгое время не подписывал никакого договора по РЛС «Габала». Российско-азербайджанское соглашение по этому объекту было заключено только в 2002 году на 10 лет. 9 декабря 2012-го Россия приостановила эксплуатацию Габалинской РЛС ввиду того, что стороны не пришли к договорённости касательно арендной стоимости. В 2013-м вся аппаратура была демонтирована и вывезена в Россию. И ничего страшного с Азербайджаном не случилось.