Общество

Марина Михайлова

«Буратино и его друзья были из дерева, тряпок и картона, а мы-то живые»

«Салідарнасць» продолжает спрашивать у беларусов в Беларуси о настроениях перед «президентскими выборами». Имена всех собеседников изменены из соображений безопасности.

«Даже бабушки больше обсуждают не выборы, а Крещение»

— Давайте я лучше начну с личного — там позитива больше, — говорит Снежана, жительница райцентра на Витебщине. — Мои личные обстоятельства действительно хорошие: мы помирились с близкой подругой, с которой когда-то не поделили мужчину и чуть не рассорились по гроб жизни — а оказалось, не надо нам было никого и ничего делить, женская дружба ценнее и крепче.

К тому же я сделала себе на Новый год подарок и записалась в бассейн. Купила сразу годовой абонемент, чтобы не дать себе возможности отлынивать и уж в этот раз точно исполнить пожелание-обещание больше следить за своим здоровьем. У брата в феврале свадьба — это тоже приятные хлопоты и эмоции, помогаю в подготовке.

А вот если про общую ситуацию — честно, и говорить-то о ней не хочется.

Все всё понимают, по крайней мере, у нас в городе. В людных местах замечаю, что большинство хмурые, замкнутые, даже просто «за жизнь» между собой говорят неохотно, не то что о политике.

Может, и погода способствует: хоть мы и на севере страны, но нормального снега почти нет, серо и темнеет рано, не до того, чтобы зацепиться языками со знакомыми посреди улицы.

В информационном пространстве, как я вижу, какое-то подозрительное затишье. Цены не поднимаются, в новостях особым трэшем не пугают, вообще словно бы тишь да гладь в стране.

Но от этого гнетущее ощущение только усиливается. Поэтому знать не знаю никаких «праздников», лично я на «выборы» не пойду, скажу честно — боюсь.

Знаете, о чем у нас говорят даже бабушки в поликлиниках? Они больше обсуждают не болячки и не «выборы», а как будем отмечать Крещение. Обычно к этому дню в местном озере вырубают прорубь, военные и примыкающие к ним смелые или отмороженные окунаются, а потом всех, включая зевак, угощают халявным чаем и солдатской кашей. Вот бабушки и переживают, чтобы были зрелище и халява.

«Буквально повсюду показуха чувствуется»

Столичная пенсионерка Ольга Семеновна говорит: настроение — как погода, «каля нуля». На просьбу пояснить делится тревогами:

— В последние недели вижу очень много случаев, когда людям просто на улице становится плохо: теряют сознание на ровном месте, поскальзываются и падают с неприятными последствиями, хватаются за сердце. И к тому же много смертей среди родни и знакомых, причем уходят люди молодые, кому не было и 50.

Внучка недавно из школы пришла в слезах, у подружки мама внезапно умерла, сообщили после занятий… Это душевного спокойствия не добавляет, только мыслей о бренности бытия и тревоги, а все ли у моих близких хорошо.

У моего поколения, людей старшего возраста, как я могу судить по разговорам, настроение смешанное.

С одной стороны, пенсии у многих работающих с января выросли — вроде бы неплохо, и еще прибавки обещают. С другого, «выборы» эти, слушайте, уже седьмые на моем веку, и каждый раз один и тот же фарс.

Я когда слышу из телевизора про то, что нужно сделать праздник — в голове буквально всплывает песенка Карабаса-Барабаса: «Мы вам покажем представленье, ах, это просто загляденье» — а мы такие, как куклы, послушно поднимаем руки и поем «Да здравствует наш Карабас удалой, уютно нам жить под его бородой…»

Только Буратино и его друзья были из дерева, тряпок и картона, а мы-то живые.

И буквально повсюду эта показуха чувствуется. Я подрабатываю в структуре Минскзеленстроя, так нас начальство уже собрало и сообщило, что будет как минимум два республиканских субботника в связи с Годом благоустройства, потому что «на нашей земле должен быть порядок». А им же, кто хочет выслужиться, надо быть впереди планеты всей.

Предвыборный ролик про «Надо» бухгалтерия и администрация уже записали, теперь думают, как бы показать еще трудовые подвиги за наш счет.

В общем, как-то нет у меня праздничного настроения совсем, и хорошего я не жду ни от «выборов», ни после них.

«Какой «праздник», такое и «веселье»

— А знаете, в целом настроение нормальное, насколько это слово вообще может быть применимо к нашей ситуации, — говорит «Салідарнасці» минчанин Павел. — Чуть со здоровьем нелады, «то лапы ломит, то хвост отваливается», но это я связываю с перегрузкой организма под конец года. Очень спешил все доделать, раздать долги, выполнить обещанное.

Зато и заработал столько, что можно расслабиться и какое-то время просто жить. Сейчас принудительно замедляюсь, больше отдыхаю, провожу время с семьей.

Ну, а «выборы», выборы-дурыборы — я к ним стараюсь относиться, как и к остальным новостям из параллельной реальности беларуских властей. Той, где они всех врагов уже победили, беларуское всему миру продали, удои повысили, урожаем голодных накормили и минчанам артезианскую воду героически раздали. То есть как к мыльному пузырю: снаружи переливается, а внутри пусто.

Вообще, на мой взгляд, лучший сценарий — это если 26 января все беларусы останутся дома. И вся эта шайка, члены комиссий, силовики, «дружинники», БРСМовцы, пропагандисты, будут нервничать, сверлить глазами друг друга и недоумевать весь день, куда все делись.

Понимаю, что это утопия, но стоит представить выражение лица директрисы нашей школы, которая помогала фальсифицировать выборы в 2020 году — и немножко отпускает.

Хотя им же поручено устроить праздник, и не сомневаюсь, что будут бегать, высунув языки, и выполнять приказ. Но…

Тут стоит вспомнить хороший старый анекдот про первомайскую демонстрацию и репортера, который пытается взять интервью у участников: «Что вы можете сказать о сегодняшнем празднике? — Да иди ты на $*#! — И так во всем городе: шутки, веселье, смех».

Только в нашем случае — во всей стране. Какой «праздник», такое и «веселье».