«Беларуские медиа – удивительная история стойкости»

В Варшаве прошли перформанс и дискуссия, посвященные беларуским независимым медиа.

Это и следующие фото: Anton Zhivanov

Главный герой постановки – гродненский журналист Руслан. Когда его город в 2020-м становится одним из центров протестов, пьеса «Последний свидетель» превращается в путешествие по сознанию Руслана. После задержания журналиста реальность начинает рушиться, а грань между правдой и иллюзией стирается.

Характерная черта: имя режиссера не разглашается, поскольку он в настоящее время проживает в Беларуси. Перформанс Ad Astra Social Impact Studio и Beladania состоялся благодаря поддержке The German Marshall Fund of the United States и ArtPower Belarus Program, финансируемой Европейским Союзом.

«Я искренне благодарна за этот мощный спектакль. Конечно, эта пьеса заставила всех нас заново пережить ту боль, которую мы чувствовали в те дни и которую продолжаем чувствовать на протяжении месяцев и лет, – сказала лидерка беларуских демократических сил Светлана Тихановская. – Конечно, эта история напоминает нам об Анджее Почобуте, который жил в Гродно, а сейчас находится в тюрьме за то, что говорил правду и жил по правде. И на самом деле десятки журналистов, таких как Екатерина Андреева, Екатерина Бахвалова, Денис Ивашин, Андрей Александров и другие, разделяют судьбу Анджея Почобута.

В дискуссии, которую организовал Thomson Foundation, речь шла не только о вызовах, с которыми столкнулись наши независимые медиа, но и об их достижениях.

Тимур Оника, представляющий Европейский фонд за демократию, сказал:

— Беларуские медиа — это действительно удивительная история стойкости и воскрешения, и это очень мощно, независимо от всей критики, которая может быть.

Большинство читателей независимых СМИ находятся внутри страны. Охват топовых независимых СМИ сопоставим с охватом российских или режимных медиа. Это уникальная история для региона, где в других случаях доминируют российские или пророссийские СМИ, контролируемые Россией.

Сейчас проблема не столько в борьбе за аудиторию, сколько в выживании. Потому что беларуские медиа, даже те, что были суперприбыльными в условиях нормального рынка (они зарабатывали бы тонны денег на рекламе), сейчас не могут работать в рыночных условиях. Причинно-следственная связь между качественным контентом и доходом не работает.

Мартин Войцеховский, бывший временный поверенный Польши в Минске и автор книги «Европейский выбор Беларуси: потерянный шанс?», привел примеры из истории своей страны:

— После Второй мировой войны многие поляки остались в Западной Европе, в основном в Великобритании, Франции, Италии, и создали там газеты, радиостанции. Некоторые из них существовали десятилетиями. Некоторые даже эволюционировали и до сих пор существуют как газеты польской диаспоры или веб-сайты, и у них очень красивая история. И для тех тысяч людей, которые эмигрировали, покинули страну, они были главным источником информации о родине, они были главным источником сохранения их языка, культуры, идентичности.

Представительница Пресс Клуб Беларусь Елена Верещагина отметила, что вынужденные релоцироваться независимые медиа по-прежнему востребованы беларусами:

— Как минимум 2 миллиона человек регулярно потребляют их информацию, потому что мы, как организация, можем это измерить.

Подытоживая дискуссию, модератор, менеджер программ Фонда Томсона в Восточном партнерстве и Центральной Азии Николай Анищенко сказал:

— Мы начали с картины «отчаянного положения», но в конце тоннеля забрезжил свет. Вопросов всё еще много, но важно то, что беларуская медиа-экосистема в изгнании, насчитывающая более 40 изданий, продолжает работать спустя пять с половиной лет после событий в стране.

Это действительно нечто. Подобное есть у многих стран (Никарагуа, Турция, Азербайджан), но беларуская экосистема, пожалуй, одна из самых крупных в мире. Они всё еще актуальны и удерживают эту актуальность вопреки всем вызовам.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(33)